Сегодня, я расскажу свое видение как уберечь ребенка от гаджетов и что делать, если вы свое чадо уже к ним приучили. Надо сказать, что если профилактика зависимости от электронных девайсов при усердии родителей достаточно реализуема, то лечение от нее крайне непростая задача и под силу только очень мотивированным и настойчивым родителям!
Изучая информацию, которую пишут психологи в интернете по теме зависимости детей от гаджетов, часто находишь достаточно противоречивую информацию. Очень много советов, которые в реальной жизни чаще всего просто не работают. Кроме того, хочу отметить одну важную вещь — зависимость ребенка от гаджетов следует рассматривать именно как ЗАВИСИМОСТЬ!
То есть, это состояние является проявлением определенного психического неблагополучия у ребенка, от которого часто возможно избавиться только помощью определенных психотерапевтических воздействий. В этой ситуации простые советы зачастую просто не эффективны.
Существует ряд научных исследований, в которых нейрофизиологи сравнивают привлекательность компьютерных игр и серфинг в интернете с наркотической зависимостью. Когда ребенок видит на экране гаджета свою любимую игру, его мозг реагирует аналогично мозгу наркомана от предвкушения употребления наркотика выработкой гормона удовольствия дофамина!
При постоянной игре в компьютерные игры мозг ребенка привыкает к постоянному выбросу нейромедиаторов, отвечающих за удовольствие, что в свою очередь способствует образованию зависимости не только на психологическом, но и на биологическом уровне. А теперь, как советуют некоторые психологи, пойди, попробуй отнять у ребенка его игрушку! Бесполезно! Кроме нанесения психической травмы ребенку, да и самим себе, родители ничего не добьются!
Крайне сложная задача дать рекомендации в такой ситуации. По сути, здесь нужна целенаправленная, психотерапевтическая работа для всей семьи. Тем не менее, постараюсь рассказать основные направления усилий родителей по работе с этой проблемой. Первое, с чего хотелось бы начать, это начните с себя! Откажитесь от собственной зависимости от гаджетов!
Уверен, что в этом случае у вас появится время на своих детей. Мне многие могут возразить: «Но как же быть? Мы получаем массу информации, которая нам требуется для работы!». В этом случае, особенно в современных непростых условиях коронавирусной инфекции, когда многие продолжают дистанционно работать, прекратите ходить по квартире со смартфоном! Установите необходимые программы, мессенджеры и все то, что вам необходимо на ПК. Дайте ребенку понять, что вы не развлекаетесь, а реально работаете.
Еще пару слов о нейробиологии. Давайте вспомним про окситоцин, который иногда называют гомоном дружбы. Гормон после родов участвует в формировании взаимоотношений между матерью и ребенком. Чем чаще мама взаимодействует с малышом, ласкает его, поддерживает, обнимает тем больше у него вырабатывается окситоцина. Кстати, и у мамы то же! Это способствует развитию надежного типа привязанности. (Об этом я писал в статье Воспитание детей. Типы привязанности). Иными словами, полная реализация базовых эмоциональных потребностей ребенка, в том числе любовь, ласка, забота и т.п. в значительной мере определит будущее малыша.
До 3–4 лет любыми способами оградите ребенка от гаджетов, телевизора и других источников получения интерактивной информации. Дайте возможность его нейронным сетям развиваться правильно. Повторюсь. Если зависимость сформировалась, очень аккуратно, без революционных потрясений отвлекайте своего ребенка от гаджетов. Уделите ему максимум внимания. Займите его свободное время играми, совместными увлечениями, занятиями спортом, кружками и др. занятиями.
В советские годы «мультики» для детей показывались, как правило, 10-15 минут. Акцент интеллектуального и информационного развития делался на книгах, диафильмах, аудиальном преподнесении информации, настольных развивающих играх и т.п. Помните красочные книжки, открывая которые перед взором ребенка появлялся объемный замок или любимый сказочный персонаж?
С подростками сложнее. У детей иное восприятие мира, они другие. Бессмысленно им внушать прописные истины, что дескать компьютер — это вредно, от смартфонов портится зрение и т.п. Они это все-равно не поймут или не примут. Целенаправленно формируйте новые динамические стереотипы, объясняйте доступными пониманию их мозгом фразами, метафорами те или иные явления окружающего мира, которые дети не понимают или неправильно интерпретируют. В этом вам потребуется колоссальное терпение.
Далее, постарайтесь научить вашего малыша правильно, так сказать экологично проявлять свои эмоции. Эмоции – это важнейшая часть нашей жизни, это такая специфичная форма восприятия окружающего мира. Способность воспринимать необходима нам так же, как способность видеть, слышать…. Без эмоций человек чувствует себя как бы отделенным от реальной жизни. Такая жизнь утрачивает глубину и перестает быть наполненной. Наблюдая за взрослыми и детьми, редко вижу людей, которые умеют это делать экологично. Родители этому не учат своих детей. Неумение адекватно эмоционально реагировать на окружающий мир, невольно подталкивает ребенка в мир виртуальный, где легко и просто нажатием кнопки решить все проблемы. Способы адекватного проявления эмоций и их переработки выходят за рамки этой статьи. Я планирую осветить эту тему в последующих статьях.
Итак, что в сухом остатке? Проблема зависимости от электронных девайсов для психики ребенка и его дальнейшей судьбы очевидна. В идеале, лучше не допустить появление подобной проблемы, чем от нее избавляться. Если формирование зависимости произошло, то:
- Определите цели и вашу готовность идти до конца в борьбе с зависимостью ребенка от электронных устройств и игр.
- Начните решение проблемы с себя. Перестаньте везде пользоваться смартфоном. Создайте в квартире зоны, свободные от гаджетов. При этом используйте приемы как положительного, так и отрицательного подкрепления.
- Обязательно найдите альтернативу гаджетам. Книги, спорт, хобби, совместный интересный для ребенка досуг, да мало ли что! Проявите смекалку!
- Максимум терпения и внимания к своему ребенку. Перераспределите свое свободное время и потратьте его на совместное общение.
- Найдите 3-4 родителей, которые находятся в похожей с вами ситуации. По очереди, занимайтесь с детьми играми, развивающими викторинами, походами и т.п. Научите их групповому взаимодействию, умению выстраивать отношения. Может быть, привлеките специалиста психолога, а в сложных случаях психотерапевта для работы с вашей небольшой группой детей с целью коррекции тех или иных психических проблем.
- Начните проходить свою личную психотерапию. Проработайте свои дисфункциональные убеждения, неадаптивные эмоциональные реакции и паттерны поведения. Хочу заметить один важный момент: когда приводит на психотерапию ребенка с различными психологическими проблемами мы часто предлагаем работать не с самим ребенком (тут есть свои определенные сложности), а с его родителями и семьей. Часто изменившиеся паттерны поведения, адаптивные эмоциональные реакции, транслируемые ребенку адекватные послания позитивно сказываются на психике ребенка. Приведите свою психику в норму и ваш ребенок станет другим!
- Не стройте иллюзий — за две-три недели отпуска решить проблему зависимости не получится! Рассчитывайте минимум на 8-10 месяцев кропотливого труда.
Собственно, раскрыть весь психотерапевтический процесс работы с зависимым ребенком крайне сложно. Мы, родители, несем ответственность за судьбу своих детей. Определите приоритеты: карьера или счастье и здоровье вашего ребенка. В любом случае идеологи самой лучшей в мире советской модели здравоохранения говорили: «Болезнь легче предупредить, чем лечить!». А я бы добавил: «И значительно дешевле!».