Пандемия COVID-19 и связанные с ней меры ограничения (самоизоляция, длительная дистанционная работа, снижение уровня доходов, неопределенность и др.) оказали серьезное испытание для психики людей. Результаты наблюдения показывают: во время изоляции у людей повышается уровень тревоги и фрустрации, появляются раздражительность, бессонница, эмоциональное истощение и вспышки гнева.
Длительный стресс, неумение человека перерабатывать свои негативные эмоции приводит к формированию расстройств адаптации и дезадаптивных копинг-стратегий (или стратегий совладания со стрессом), которые включают в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, направленные на нивелирование стрессовых факторов. Человек для снятия напряжения, тревоги не находит ничего лучшего, как использовать для «расслабления» алкоголь, наркотики, переедание, сексуальные девиации и другие неадаптивные паттерны поведения.
Формирование и фиксация тревожных и депрессивных поведенческих паттернов резко повышает риск развития психических расстройств, в том числе суицидального поведения, негативно сказывается на выполнении своих трудовых обязанностей, способствуют напряжению отношений в семье. На практике мы видим резкий всплеск обращений за медицинской помощью пациентов с тревожными расстройствами, депрессией, эмоциональным выгоранием (очень часто у медицинских работников, непосредственно связанных с лечением пациентов с COVID-19). Кроме того, многие психиатры полагают, что карантин влияет на психику человека так же, как психологическая травма, что в итоге может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Следует иметь в виду, что негативный эффект от длительной изоляции людей, так называемый «уход» в онлайн будет продолжаться даже после снятия ограничительных мер и снижения роста заболеваемости.
Последствия «ухода» в онлайн у детей еще более катастрофичны. Отдельный структуры нашего мозга заканчивают формирование к 22 годам. Но основные функции мозга формируются в период от нуля до 12 лет! Предлагаемый переход на дистанционные формы обучения крайне негативно скажется на психическом развитии ребенка! Чрезмерная нагрузка на зрительные рецепторы способствует снижению способности к концентрации внимания, усидчивости, восприятию информации. Помните, как в советские годы «мультики» для детей показывались, как правило, 10-15 минут? Акцент интеллектуального и информационного развития делался на книгах, диафильмах, аудиальном преподнесении информации, настольных развивающих играх и т.п. Акцент делался на объемном восприятии мира. Чего стоят красочные книжки, открывая которые перед взором ребенка появлялся объемный замок или любимый сказочный персонаж! В отдаленном будущем переход на дистанционное образование, вынужденное злоупотребление гаджетов однозначно скажется на интеллектуальном развитии личности. Очень высок риск образования так называемого «цифрового слабоумия» ребенка.
Как минимизировать риски?
В сложившейся непростой ситуации, когда цифровизация, жизнь онлайн имеет колоссальное значение одним из направлением профилактики психических расстройств вижу в переходе на «цифровую диету». Очень важно соблюдать гигиену общения с электронными гаджетами. Какие конкретные шаги можно предпринять в этой ситуации? Во-первых, здоровый сон не менее 8 часов в сутки. Во-вторых, умеренные психические нагрузки в комбинации со сбалансированным питанием (уменьшить углеводы, предпочтение белковой пище и овощам). В-третьих, применение различных методов аутогенной тренировки, дыхательной гимнастики, релаксационных техник. И, наконец, при возникновении тех или иных психологических сложностей, психических проблем не заниматься самодеятельностью, а своевременно обратиться за помощью к специалистам. Как это не звучало бы банально, но наше психическое здоровье в наших руках!